На Ваше письмо <...> Департамент правового обеспечения в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 135 1 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться предприятием, учреждением, организацией с работниками (достигшими 18-летнего возраста), которые занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Перечень должностей и работ с работниками (достигшими 18-летнего возраста), которые занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей (далее — Перечень), утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС от 28.12.77 № 447/24 и действует на территории Украины в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 12.09.91 [№ 1545] «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР».
В соответствии с указанной выше статьей договор о полной индивидуальной материальной ответственности может заключаться при наличии одновременно двух условий: 1) наличие должности, которую работник занимает, или работы, которую он выполняет, содержатся в Перечне; 2) исполнение обязанностей согласно должности, выполнение работы согласно профессии должно быть непосредственно связано с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства доверенных работникам ценностей. Поэтому наличие должности или работы в Перечне не дает основания для заключения договора о полной материальной ответственности, если в содержании трудовой функции работника отсутствуют перечисленные обязанности.
Согласно «Общим положениям» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, содержащимся в Выпуске 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности», утвержденном приказом Минтруда от 29.12.2004 № 336, конкретный перечень должностных (рабочих) обязанностей определяется должностными (рабочими) инструкциями работников всех категорий, которые разрабатывают и утверждают на основе типовой квалификационной характеристики работодатели, учитывая конкретные задачи и обязанности, функции, права, ответственность работников этих групп и особенности штатного расписания предприятия, учреждения, организации.
То есть содержание трудовой функции работника определяется разделом «Задачи и обязанности» должностной (рабочей) инструкции.
Исходя из изложенного указанный Перечень не предусматривает заключение договора о материальной ответственности с бухгалтером.
Однако следует отметить, если для бухгалтера в установленном порядке (в соответствии с рабочей инструкцией, приказом, распоряжением) предусматривается расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ видами работ, связанными с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства доверенных работникам ценностей, то с ним может быть заключен договор, в соответствии с которым работник несет материальную ответственность.
В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 12.09.91 № 1545 «О порядке временного действия на территории Украины некоторых актов законодательства Союза ССР», которым установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии что они не противоречат Конституции и законам Украины.
На этом основании Постановление Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» и Инструкция Госкомтруда, Минфина СССР ВЦСПС относительно применения Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» продолжают действовать в части тех пунктов, которые содержат общие нормы и принципы данной формы работы работников: определение понятий совмещения профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Совмещение профессий (должностей) — это выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени по основной работе на том же предприятии.
Основным условием, при котором может быть установлена доплата за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ, является наличие вакантной должности в штатном расписании предприятия. При отсутствии вакансии установить доплату за расширение зоны обслуживания невозможно, поскольку нет ни соответствующих тарифных ставок и окладов, ни экономии, рассчитанной по ставкам (окладам).
Таким образом, предприятия хозрасчетной сферы самостоятельно решают вопросы возложения на работников предприятия выполнения наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ и установления доплат за совмещение профессий.
Дополнительно информируем, что во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 09.11.2005 № 58725/1/1-05 в Министерстве труда и социальной политики Украины рассматривался вопрос относительно определения Перечня должностей работников, которые занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Проектом Трудового кодекса Украины <...> (реестр. № 2902 от 22.04.2013) предусмотрено, что письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться с работниками, выполняющими работы, непосредственно связанные с получением материальных ценностей. Характер таких работ будет определяться Государственным классификатором Украины ДК 003:2005 «Классификатор профессий» и Справочником квалификационных характеристик профессий работников. Поскольку в проекте Трудового кодекса Украины вышеуказанные нормы являются нормами прямого действия и не предусматривают издание подзаконного акта, нет необходимости в разработке соответствующего перечня должностей и работ.
Обращаем внимание на то, что письма министерства не являются нормативно-правовыми актами, они имеют разъяснительный, информационный характер и не устанавливают правовых норм.
Директор Департамента
правового обеспечения В. Шило